ООО или ИП?

В качестве кого лучше зарегистрироваться для открытия салона парикмахерских услуг – ООО или ИП? Какие документы необходимы при открытии салона парикмахерских услуг? Итак, вкратце разберём часто задаваемые вопросы.
Проанализировав нормы действующего законодательства, можно остановиться на некоторых отличиях порядка осуществления предпринимательской деятельности в статусе индивидуального предпринимателя, от порядка осуществления предпринимательской деятельности с использованием любой из форм коммерческой организации.
В частности, можно выделить следующие различия:
а) при регистрации юридического лица учредители вносят от своего имени вклады в имущество организации. Это могут быть деньги, товарно-материальные ценности или внеоборотные активы. Имущество юридического лица с этого момента учитывается отдельно от имущества учредителей. Предположим, что организация понесла убытки. Кредиторы требуют возврата долгов. Юридическое лицо может рассчитаться с кредиторами только в пределах своего имущества. То есть отдать основные средства, ценные бумаги, товары, готовую продукцию и т.д. Учредитель же при этом может спать спокойно: забирать за долги личное имущество учредителей нельзя, так как организация отвечает по долгам только своим обособленным имуществом (ст. 48 Гражданского кодекса РФ). Для того чтобы гражданину зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, формировать уставный капитал не нужно. Но при этом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, несет ответственность по своим обязательствам (в том числе принятым на себя в качестве индивидуального предпринимателя) всем своим имуществом (ст. 24 Гражданского кодекса РФ);
б) при регистрации индивидуальный предприниматель не может по своему выбору арендовать офис в любом из районов города и зарегистрироваться в налоговой инспекции по месту его нахождения, в отличие от юридического лица.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения, указанному учредителями, в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (п. 3 ст. 8 Закона № 129-ФЗ). Место жительства – жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абз. 8 ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).
Поэтому, для того чтобы получить статус индивидуального предпринимателя, гражданин должен подать необходимые документы в налоговую инспекцию по месту жительства. Это, конечно, далеко не всё.
Какие журналы необходимо вести для салона парикмахерской?
- Журнал учёта и контроля проверок.
Именно с этого журнала начинается процедура контроля над функционированием фирмы. В обязательном порядке должен быть в наличии журнал учёта и контроля проверок, что установлено Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
- Журнал учёта трудовых книжек.
Журналы в салоне обязательно должны включать в себя такую книгу учёта, в которой будут написаны дата и данные работника, получившего трудовую книжку, а также дата и данные сотрудника, выдавшего её при сокращении.
- Журналы контроля санэпидрежима.
На самом деле, эти журналы должны вести работники, но они обычно увиливают от этой обязанности, ссылаясь на загруженность. Для наладки такой работы рекомендуем вам осуществить сеанс наглядного хронометража, чтобы на деле доказать, что занесение любой записи занимает от 0,5 до 1,5 минут. Поэтому даже при наличии 5-6 журналов придётся на это потратить примерно 10 минут, что, несомненно, меньше, чем простои, возникшие из-за регулярных перерывов для курения.
- Журнал, в котором будет отображено штатное расписание;
- Медицинские книжки.
Несмотря на участившиеся мнения о том, что медицинская книжка не считается обязательным документом, а важно иметь лишь общий список персонала и сведения о прохождении медосмотра, Роспотребнадзор официально не давал каких-либо разъяснений тому.
- Журнал по ведению пожарной безопасности.
Кроме обязательной документации, есть ещё перечень внутренних документов, которые помогут наладить и облегчить функционирование салона. Как правило, почти все они оформляются в свободной форме.
Необходимо ли регистрировать книгу жалоб и предложений?
- по закону книга отзывов и предложений однозначно должна быть в наличии: – у представителей розничной (в т. ч. мелкорозничной) торговли (п. 41 письма Роскомторга от 17 марта 1994 г. № 1-314/32-9 «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и Основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети»). Регистрировать её нигде не нужно.
Минимальная оплата труда?
- В 2017 году МРОТ в Хабаровском крае установлен в размере 11414 рублей. Ставка МРОТ устанавливается на основе соглашений между правительством региона и союза предпринимателей.
Необходим ли договор аренды парикмахерского места?
- практика показала, что удобным и достаточно выгодным способом обслуживания клиентов для частных мастеров оказалась аренда парикмахерского кресла или другого рабочего места в салоне. В этом случае индивидуальный мастер заключает с собственником салона договор аренды, но не всего объекта, а только одного рабочего места. Арендодатель предоставляет в пользование оговоренную небольшую площадь зала, мебель и оборудование для обслуживания клиентов. Это необходимо для того, чтобы избежать рисков штрафов и споров о сохранности имущества. При этом надо учесть, что мастер должен быть зарегистрирован в качестве ИП. Получение доходов на постоянной основе без оформления и уплаты налогов – это незаконная предпринимательская деятельность. Кроме того, если мастер не является предпринимателем, то за качество его услуг в салоне несет ответственность собственник. Если же арендатор – ИП, то всю ответственность за обслуживание клиентов, уплату взносов за себя и налогов с полученных доходов несет мастер.
Более подробную информацию о том, как составить трудовой договор, в том числе с иностранными гражданами, какие налоговые льготы при этом будут, как оформить ученика-парикмахера, что всё-таки лучше – ИП или ООО, и многое другое Вы можете узнать, записавшись к нашим юристам на консультацию.
ЮК «Открытие» желает Вам успехов в любых начинаниях! Ждём Вас по адресу: г. Хабаровск, ул. Пушкина, д. 54, офис 502, тел.: 8 (4212) 650-670.

Требуется персональная консультация?
Задайте вопрос и мы ответим вам!